Кабинет Славянской мифологии alko))

Духи



Амбарник, Амбарный ( Анбарный ) - Дух амбара, его «хозяин», собрат Домового. К Амбарникам люди обращаются, дабы узнать будующее. Встав у амбара они слушают, что им скажет или нашепчет Амбарник. Девушки встав возле амбара, приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерять!» Если после этого слышалось, что в амбаре сыплют зерно, то считали, что гадающая выйдет замуж за богатого; если же чудилось, что пол метут веником, ее ждало замужество за бедняком.

БАННИК - Дух бани.

Белая Баба, Девка - предвестница несчастья. Внешне Белая Баба - это высокая женщина одетая в белую ткань с головы до ног. Она внезапно появляется чаще всего из лесу на дороге. Белая Баба обычно стоит молча с закрытыми глазами или плачет и причитает. Иногда она просит купить ей белую ткань, а взамен предсказывает будующее. Исчезает также внезапно, как и появляется. Своим появлением она предвещает несчастье, войну, болезнь, смерть. Если в доме находился больной, для того, чтобы не допустить Белую Бабу под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, втыкали под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову.

Берегиня, Русалка, Вила, Купалка - Древний женский Дух, обитающий в водах. Берегиня - Русалка обычно молодая, стройная женщина, соблазнительно хороша. Эта полногрудая дева с зелёными глазами появляется либо нагой, либо одетой в одну рубаху, без опояски. У Берегини - Русалки всегда длинные распущенные волосы светлого или зелёного цвета. Есть сведения, что у неё между перстов есть перепонка, а вместо ног - рыбий хвост. Живёт Берегиня - Русалка в воде, предпочитая пустые и глухие места, но иногда выходит на берег. Там она может качаться на прибрежных деревьях, предпочитая иву или плакучую берёзу. Следы от Берегини - Русалки изредка остаются на мокром песке, но это можно видеть только застав её в расплох, в противном случае она перерывает песок и заглаживает свои следы. Появиться Берегиня - Русалка может и одна, и с подружками. Вместе они купаются, поют весёлые песни восхитительными и заманчиввыми голосами, качаются на ветвях, аукаются меж собой, вьют плетенницы из цветов и украшаются ими, водят хороводы, с песнями, играми и плясками. Когда они плещутся в воде они любят путать сети у рыбаков, а у мельников портить жернова и плотины. Играя они похищают у женщин нитки, пряжу. Любят Берегини - Русалки привлечь прохожего и начать его щекотать, для отпора надо иметь полынь, которую нужно бросить в лицо. От скуки у заночевавшего стада гусей завёртывают крылья за спиной одно за другое. Из волшебных предметов у Берегини - Русалки есть гребень, которым она может затопить и сухое место. Доколе она чешет им свои волосы, дотоле с неё будет струиться вода, если же на ней и волосы обсохнут, тогда она умрёт, поэтому она не отходит далеко от берега.

БЛАЗЕНЬ - Приведение, призрак.

БОЛОТНИК - Злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину.

ВАСИЛИСК - Мифический чудовищный змей.

ВОДЯНОЙ - Дух обитающий в воде.Водяной, водяник, живет в воде, откуда он выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом близ водяных мельниц. Водяному приписывают тоже значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: "дедушка водяной, начальник над водой". Ему также приписывают власть над русалками, которые поэтому не составляют самобытного божества. Народ олицетворяет водяного стариком, постоянно покрытого болотною травою. Водяной тоже требует себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома называет народ - чертова лошадь.

ДОМОВОЙ - По общим понятиям, домовой представляет дух безкрылый, безтелесный и безрогий, который живет в каждом доме в каждомъ семействе. От сатаны он отличается тем, что не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина, или хозяйку. Он прежде кончиною кого нибудь в семействе, воет, иногда даже показывается кому нибудь из семейства, производит стук, хлопает дверями и пр. По общему поверью, живет он по зимам близь печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня,то помещается близь лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит ее, заплетает гриву и хвостъ, даетъ ей корма, от чего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он ее мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает в несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае, он бьет и колотит посуду, кричитъ, топает и пр.Тому, кого любит, завиваетъ волосы и бороды в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят, о какой нибудь неприятности особенно, если синяк больно. Также наваливается во время ночи на спящаго и давит его, так, что в это время нельзя ни пошевелиться,ни сказать слова. Обыкновенно эта стена наваливается на того, кто спитъ на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом - "да" или "нет".Говорят, что он не любит зеркал, также козлов, а равно тех, кто спит близь порога, или под порогом.Иногда слышат, как он, сидя на хозяйском месте занимается хозяйской работой, между тем, как невидимому ничего этого не видно.В простом народе к домовому питают уважение, так что мужичек боится его чем либо оскорбить и даже остерегается произнести его имя без цели. В разговорах не называют его домовым, а "дедушкой, хозяином, набольшим или самим". При переходе, или переъзде из дома в другой, непременною обязанностью считают в последнюю ночь, пред выходом из стараго дома, с хлъбом-солью просить домового на новое место. Хозяйство каждаго, по их мнению, находится под влиянием домового. Говорят, что домовой не любитъ ленивых, особенно ветренные мельницы.Если домовой не будет любить хозяина, то он начинает проказить; в этом случае пред порогом дома зарывают въ землю череп, или голову козла.

Жар Птица, Жар-Птица, ptak Ohnivak (чех. и словак.) - сказочная птица. Жар - Птица огненная птица, её перья блистают серебром и золотом (у Огнивака перья рыжезлатые), крылья как языки пламени, а глаза светятся как кристалл. По размерам она достигает павлина. Живёт Жар - птица в райском саду Ирии, в золотой клетке. По ночам вылетает из нее и освещает сад собою так ярко, как тысячи зажжёных огней. У Жар - птицы в саду есть любимое кушанье - молодильные яблоки, которые дают ей красоту и бессмертие. У Жар - Птицы исцеляющее пение, когда она поёт из клюва сыплется жемчуг. Вокруг неё ослепляющий свет. Каждый год, осенью, Жар-птица умирает, а весной возрождается. Иногда можно найти выпавшее перо из хвоста Жар - птицы, внесенное в тёмную комнату, оно заменит самое богатое освещение. Со временем такое перо превращается в золотое. Для ловли Жар - птицы используют золотую клетку с яблоками внутри, как ловушку. Поймать голыми руками её нельзя, так как можно обжечься об её оперение.

ЗМЕЙ - Существо сочетающее в себе свойства пресмыкающего и человека.

ЗМЕЯ-СКОРОПЕЯ - Змея обитающая в поле, лесу, болоте. Властвующая над другими змеями.

КИКИМОРА - Злой дух в облике женщины, появляется в доме.

КЛАДОВОЙ - Дух охраняющий клады.

КОРОВЬЯ СМЕРТЬ - Злой дух, убивающий коров. Появляется в виде женщины или животного черного цвета.

ЛЕШИЙ - Лесовик, леший, олицетворяется сходно с домовым. Власть лешаго ограничивают одними лесами; а жилищем его предполагают густые камыши и лесныя трущобы. Леший, как и домовой, может явиться к человеку в разных видах, но он всего чаще показывается дряхлым стариком. Ему приписывают то, что он любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить, и когда шутка удастся, то хохотать и хлопать в ладоши. Если кого он заведет в лесу, то народ думает, что стоит только вывернуть всю одежду на изнанку, чтобы выйти из лесу.

ЛИХО - Дух зла,несчастья.

ЛИХОРАДКА - Дух в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь.

ОБОРОТЕНЬ - Существо обладающее способностью оборачиваться человеком или животным (обычно волком).

ОВИННИК - Дух, живущий в овине.

ПОЛЕВОЙ - Дух поля.

РУСАЛКА - Дух в облике женщины, живущий в воде. Берегиня спасающая утопающих.

УПЫРЬ - Немертвый(живой мертвец) - существо убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающий их.















Hosted by uCoz